Новости рекламного рынка

Перспективы развития рекламного рынка в Петербурге

ФАС выразила недовольство конкурсными торгами по размещению рекламных конструкций в Санкт-Петербурге, проведенными летом 2017 года Комитетом по печати и взаимодействию со СМИ. Антимонопольная служба обратилась в Арбитражный суд Москвы с требованием признать результаты недействительными. Как это может отразиться на рекламном будущем северной столицы?

В ФАС «намерены отстоять права потенциальных участников конкурса, которые намеревались подать заявки на участие в нем после устранения организатором торгов всех нарушений». Такое решение было принято антимонополистами после рассмотрения многочисленных заявок от рекламных компаний Санкт-Петербурга.

Жалобы поступали как на нарушения процедуры торгов, так и на критерии отбора. По мнению заявителей, условия конкурсной документации ущемляют права претендентов и препятствуют здоровой конкуренции. В частности, от них требуется высокая профильная квалификация и трехлетний опыт успешных продаж в метро. Кроме того, крупное финансовое обеспечение (5% от стоимости договора) и бесплатное размещение социальной рекламы на 5% площадей.

На основании всех жалоб ФАС потребовала проводить торги не на конкурсной основе, а в форме аукциона. В Комитете считают такую практику губительной для рекламного рынка, и ссылаются на печальный опыт московских коллег. Столичные чиновники всегда полагали, что реклама — это легкий бизнес и разобраться в нем может каждый. Поэтому ГУП дважды выбирал себе рекламного партнера на аукционе, руководствуясь единственным критерием — высокой ценой контракта. В итоге оба подрядчика (сначала ООО «Авто Селл», затем ООО «Трейд Компани») пообещали метрополитену фантастические прибыли, но закончили свою деятельность скорым банкротством и судебными тяжбами.

Если рассматривать позицию ФАС по торгам в правовом поле, то она выглядит безупречно, но является абсолютно нерациональной. Формальный подход Антимонопольной службы тормозит развитие рекламного рынка, что влечет за собой сокращение рабочих мест и снижение объемов бюджетных поступлений. Петербургские операторы уверены, что смягчение первоначальных требований гарантированно даст большую финансовую отдачу. Они также считают, что на рынке рекламы должны работать только профессиональные команды. Экс-подрядчики московского метро — это дочерние структуры крупной автомобильной компании. Они не имели никакого рекламного опыта, и создавались буквально накануне торгов. Поэтому итог был закономерным — они не сумели обеспечить заполнение рекламных площадей и обросли непомерными долгами.

В начале 2016 года Комитет по печати и взаимодействию со СМИ приступил к формированию Схемы размещения рекламных конструкций в Санкт-Петербурге в соответствии с новыми правилами ГОСТ. Из подготовленных 15 тыс. паспортов было зарегистрировано только 9,2 тыс. Таким образом, поступления в городской бюджет снизились на 40% от запланированного объема.

В попытках оспорить решения и предписания ФАС Комитет потерпел фиаско. Суд встал на сторону антимонопольного органа, но при этом подтвердил, что летние торги не нарушили ничьи интересы. Комитет готовит апелляцию и уверен в том, что бизнес наружной рекламы Петербурга не пострадает.