Новости рекламного рынка

Московский метрополитен не планирует конкурс по выбору нового рекламного оператора

В столичной подземке рассматривают возможности освоения нового направления. Не исключено, что после расторжения контракта с «Трейд Компани» ГУП больше не будет искать подрядчика, и займется продажей рекламы самостоятельно.

Неудачи в поисках надежного партнера по наружной рекламе преследуют метро с 2011 года. Тогда конкурсный аукцион выиграла компания «Авто Селл», аффилированная с крупным автохолдингом «Гема» Ал-дра Геллера. По условиям контракта она должна была перечислить на счета метрополитена 14 млрд. рублей равными частями в течение пяти лет. Отсутствие опыта в рекламной сфере и сложная экономическая ситуация в стране помешали оператору качественно выполнить свою работу. Заказчиков было мало, платежи проводились с задержкой, и весной 2015 года прекратились вовсе. Летом ГУП разорвал договор в одностороннем порядке и обратился в суд с требованием взыскать с «Авто Селл» задолженность в размере 1,1 млрд. рублей. Через год компания обанкротилась.

Следующий аукцион, состоявшийся в августе 2016 года, выиграла фирма «Трейд Компани». Она была зарегистрирована буквально за несколько месяцев до торгов и тоже тесно связана с «Гемой». Осенью был подписан рекламный договор сроком на 10 лет с итоговой суммой оплаты в 22 млрд. рублей. Сотрудничество с оператором продлилось всего год, затем из-за просроченной банковской гарантии ГУП расторг отношения в одностороннем порядке.

Обе компании стали участниками уголовных дел и подозреваются в мошенничестве. Их бывшие руководители задержаны полицией. Такой печальный итог выглядит вполне закономерно, если вспомнить, что операторы не обладали профильными знаниями и опытом, а также не имели под собой прочной финансовой подушки.

Руководствуясь высокой ценой контракта, как единственным критерием, ГУП дважды совершил ошибку при отборе претендентов на партнерство. Сегодня предприятие обсуждает отказ от проведения нового конкурса и рассматривает другие варианты решения рекламного вопроса. Вполне вероятно, что метрополитену придется справляться своими силами так, как это делают сегодня «Мосгортранс» и «Мострансавто». Эти предприятия с 2015 года отказались от услуг недобросовестных эксклюзивных подрядчиков, и перешли на самообслуживание. Теперь они продают рекламу напрямую всем заказчикам по единому тарифу и на одинаковых условиях.

Если ГУП отважится в третий раз на поиски рекламного подрядчика, не изменив при этом требований, то его может постигнуть неудача. По условиям контракта партнер должен за свой счет изготовить и смонтировать множество новых конструкций и оцифровать большую часть статичной рекламы. Для таких мероприятий нужны немалые средства, и это не считая регулярных платежей. По мнению отраслевых экспертов, мало кто из участников современного рынка сумеет обеспечить столь крупные инвестиции в развитие метрорекламы.